Иван Грачёв: «У нас в стране до потребителя доходит одна восьмая тепловой энергии»

Страна несёт огромные потери тепловой и других видов энергии, как на промышленном, так и на потребительском уровне, но явных прямых выгод ни бюджетным учреждениям, ни фирмам от соблюдения программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности пока нет. Почему так происходит, рассказал «Голосу России» председатель комитета по энергетике Госдумы РФ Иван Грачёв

"Важно обратить внимание на те моменты, которые мешают людям нормально жить. Обязали человека ставить индивидуальный датчик тепла, а ему это не нужно или невыгодно, например, дом в следующем году снесут, - это, конечно, ошибка в законе, которую надо немедленно исправлять. Стране выгодна энергоэффективность, экономия первичного топлива, и если человек или фирма поддерживают в этом государство, то и они должны от этого получать выгоду. Пока закон в этом плане не слишком хорошо отработан, то есть явных прямых выгод ни бюджетным учреждениям, ни фирмам от того, что они энергоэффективно себя ведут, нет. Иногда случаются успешные энергосервисные контракты, но пока не системно. Необходимо так прописать закон, чтобы четко и ясно были видны выгоды и польза тем, кто экономит.

Для страны в целом самое важное – это промышленность, энергетика. Простейший пример: энергетика примерно треть всей энергии тратит на себя, без всякой нужды, энергия расходуется на обогрев мирового пространства. В энергоэффективных странах эти расходы в два-три раза меньше. Прописать преференции и налоговые льготы тем, кто в промышленности и в самой энергетике занимается энергоэффективными мероприятиями - это тоже наша задача.

Для наглядности, чтобы понять объём потерь, проще всего пройтись по цепочке тепла. Например, стоит котельная, она сжигает топлива вдвое больше, чем нужно, это первое, в два раза потеряли. Обыкновенная комбинированная генерация дает в Европе в два раза лучшие результаты. Второе, у нас трубы дырявые и плохие, еще потеряли примерно вдвое, а должны теряться пять-десять процентов, не больше. Вот уже получились потери в четыре раза больше, чем нужно. Дальше тепло пришло в дом, и если он построен по старым нормам и не отремонтирован, то на этом этапе потери составляют от трети до половины тепла, хотя в Европе обыкновенные, но хорошо устроенные дома сохраняют 90-95 процентов тепла. Вот мы ещё вдвое потеряли. Значит, до потребителя доходит одна восьмая тепла. А после того, как он оплатил этот сожженный газ, по дороге по финансовой цепочке еще половина потеряется. Вот такие потери в стране. С одной стороны, это катастрофа, а с другой стороны, огромные возможности. Наладив финансовые потоки, материальные потоки, можно резко повысить уровень жизни и конкурентоспособность страны".