Кассация проанализировала практику разрешения споров в сфере энергоснабжения ( ФАС Дальневосточного Округа )
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа представил на своем сайте проект обобщения практики разрешения арбитражными судами споров в сфере энергоснабжения.
Так, в частности, анализируя ряд дел, кассационный суд отмечает, что отсутствие установленного в законодательном порядке тарифа либо норматива потребления коммунальной услуги не может служить основанием для отказа ресурсоснабжающей организации в оплате фактически отпущенного и потребленного энергоресурса.
Общество обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с другого общества задолженности по договору теплоснабжения, складывающейся из стоимости энергоресурса (тепловой энергии в горячей воде), затраченного на оказание коммунальных услуг отопления и горячего водоснабжения.
Решением суда иск удовлетворен. Апелляционный суд отменил решение и в удовлетворении иска отказал.
Одним из оснований к отказу в иске о взыскании стоимости энергоресурса, отпущенного на нужды горячего водоснабжения, послужило отсутствие в спорный период утвержденных в установленном законом порядке норматива и тарифа для расчета за этот вид коммунальной услуги.
Отменяя постановление апелляционного суда и направляя дело на новое рассмотрение, кассационная инстанция указала на необходимость учитывать тот факт, что отсутствие норматива потребления коммунальной услуги в надлежащих единицах измерения, равно как и тарифа не отменяет права истца требовать оплаты фактически потребленного объема ресурса на горячее водоснабжение. Поэтому суду следует предусмотренными процессуальным законодательством способами предпринять меры для выявления подлежащих применению норматива, а также тарифа с учетом экономически обоснованных затрат истца. В целях их установления суду предложено принять меры для получения необходимой информации от компетентных органов, посредством экспертизы, с применением правил статьи 424 ГК РФ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 09.04.2012 № Ф03-967/2012 по делу № А04-2452/2011).
В другом случае основанием для отклонения требований ресурсоснабжающей организации послужило признание недействующим в судебном порядке нормативного акта об установлении норматива потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения, действовавшего в течение 10 лет до момента признания его незаконным. Отменяя судебные акты по данному делу, кассационный суд указал, что противоправность действий органов местного самоуправления в области нормотворчества и отсутствие в регулируемый период законно установленного норматива потребления коммунальной услуги не может возлагать на ресурсоснабжающую организацию негативные последствия в виде лишения права на получение оплаты за отпущенный энергоресурс.
Учтено отсутствие у ресурсоснабжающей организации возможности обратиться за установлением нормативов, взамен не подлежащих применению, поскольку незаконность их установления выявлена спустя год после окончания спорного периода образования долга. Обращено внимание на то, что суды не оказали сторонам необходимого содействия в установлении значимых для рассмотрения спора обстоятельств, связанных с определением подлежащих оплате объемов потребления услуги горячего водоснабжения, как того требует часть 3 статьи 9 АПК РФ, не обсудили вопрос допуска к участию в деле компетентных организаций с целью получения заключений о подлежащем применению нормативе (постановление ФАС Дальневосточного округа от 31.10.2012 № Ф03-4868/2012 по делу № А59-6557/2009).