О нелёгкой судьбе подразделения наружных тепловых сетей МУП «ЖКО» (Юбилейный, Московская область)

Л.И. Бабищевич
Источник: газета "Спутник"



Около десяти дней изнурительных поисков крупного порыва, приведшего к нарушению штатного режима котельной № 3, закончились лишь в ночь с 20 на 21 ноября. Вместе с измученными вконец работниками подразделения наружных тепловых сетей МУП «ЖКО» в эту ночь не спали директор предприятия А.А. Дурченко, главный инженер В.М. Ваваев и начальник «Теплосети» А.Н. Решетников.
Хронология событий, предшествовавших чрезвычайной ситуации в городе, как и последовательность мер, предпринятых для выхода из неё, с точностью до часов была описана в материале, опубликованном в «Спутнике» № 87 от 28.11.12 г.

Хроника событий

8 ноября службами МУП «ЖКО» было определено, что на трассах горячего водо- и теплоснабжения где-то имеется большой порыв. Так в сети горячего водоснабжения, несмотря на быструю ликвидацию нескольких порывов, давление было ниже необходимого.

С утра 12 ноября Глава города В.В. Кирпичёв прибыл на совещание в МУП «ЖКО» и высказал своё недовольство недостаточностью мер, принимаемых по поиску причин сложившейся ситуации в горячем водоснабжении 3 микрорайона. Во исполнение его указаний директор МУП «ЖКО» А.А. Дурченко, главный инженер М.В. Ваваев и начальник отдела городских наружных инженерных сетей Л.Ю. Яковлева организовали фактически круглосуточную проверку всех теплокамер и подвалов жилых домов.

Было найдено более полутора десятков мелких порывов, которые туг же устранялись, но ситуация не улучшалась.

Тогда было принято решение веерно отключать некоторые участки горячего водоснабжения, чтобы найти хотя бы район большого порыва. Но и это помогло не сразу.

Лишь 20 ноября при очередной такой операции неожиданно резко упало давление в теплосети. Одновременно (время 16.00-16.30) в колодце бытовой канализации у офисно-гостиничного комплекса «Парус» было обнаружен большой поток горячей вода, идущей из проходящей рядом трассы тепло- и водоснабжения. Об этом сразу же проинформировали Главу города, который обязал МУП «ЖКО» приступить к вскрытию участков трассы для нахождения порыва.

21 ноября. Первоначально предполагалось, что это место прямо напротив ОГК «Парус», однако только в 4 часа утра было найдено точное место порыва - напротив середины д. 11 по ул. Пушкинской.

В 8 часов утра, после вскрытия места порыва (а надо было раскопать трассу и поднять железобетонные лотки, закрывавшие её), открылась «драматическая картина».

В трубе подачи тепла было до десятка крупных и мелких отверстий, а малейшее постукивание молотком по трубе приводило к образованию новых отверстий во всё новых местах. (Оказалось, это место как раз то, где была закончена замена труб в 2011 году).

После анализа ситуации было принято решение вскрыть трассу на большой длине - до 70 м и провести замену всей трубы, а, может быть, предположительно и трубы- «обратки». Это значило отключение тепла от большого количества домов. Первоначально прогнозировалось отключение 16 домов (часть улиц Пионерской, Ленинской, Пушкинской). Но затем стало понятно, что придётся отключить отопление от воего комплекса жилых и социальных зданий, подключённых к котельной № 3. А это 78 жилых домов (втом числе г. Королёва ичастъ1 мкр.),3 детских сада (№ 1,5,37), 4 идолы (гимназии № 3 и 5, школы № 1 и 2), больница, Дом культуры и т.д. Поэтому Глава города принял радикальное решение -собрать внеочередное заседание Комиссии по чрезвычайным ситуациям и поставить вопрос о введении режима «чрезвычайной ситуации» в части города. Были оповещены все вышестоящие организации.

В 11 часов комиссия была собрана (а это не только работники городских служб, ной служб Госпожнадзора, ГИБДД и другие). Заслушав информацию Главы города В.В. Кирпичёва и директора МУП "ЖКО" Д.А. Дурченко, члены комиссии го-лучили возможность высказать своё мнение и предложения по ликвидации аварии. На заседание комиссии были приглашен руководители школ и детских садов, перед которыми были поставлены задачи по усилению контроля за соблюдением теплового режима.

В итоге комиссия единогласно приняла решение ввести на территории города режим «чрезвычайной ситуации» и назначила конкретным руководителям перечень мероприятий для выполнения режима ЧС. Решением комиссии был создан штаб под руководством Главы города для оперативного руководства, который работал круглосуточно. Была выбрана подрядная организация ООО «Инженерные сети» (руководитель А. Б. Балицкий). Усилена работа ГИБДД и полиции.

С 14 часов началось вскрытие теплосети. Были заказаны трубы, которые привезли уже к 17 часам. Воду из теплосети решили не спускать (на улице было +2*-+3’С), а перекрыли все задвижки на теплосетях, чтобы она не уходила из систем отопления и какое-то время сохраняла температуру такую же как воздух в домах.

В 19.30 к месту аварии прибыл заместитель министра ЖКХ Правительства Московской области А.Б. Смирнов, который после анализа ситуации оценил работу штаба как правильную, наличие сил и средств и организацию работ достаточными для устранения аварии, и согласился с Главой города, что не надо привлекать помощь от Правительства Московской области. (Напомним, что при ликвидации аварии на котельной № 2 были привлечены силы аварийных служб Московской области, а также техника целого ряда предприятий соседних городов и специалистов «Мособлпожспаса» и др.). Сейчас город обошёлся своими силам*. Когда вскрыли всю теплосеть, то проверили на пригодность и трубу - «обратку». Она оказалась в удовлетворительном состоянии, поэтому было принято решение её не менять, и это на сутки сократило работы.

С 21 на 22 ноября работы велись круглосуточно. К 14 часам восстановление теплосети закончилось, началось заполнение её водой. В 19.00 ка город было подано тепло. Всё время каждые три часа Главе города шли доклады о температуре воздуха в школах, детских садах и жилых домах. В два детских сада многие родители детей не привели, оставив их дома. Это позволило, обогревая оставшиеся группы электроприборами, обеспечить нормальные условия. В школах № 1 и № 2 сократили время занятий для младших классов. (Чему дети очень обрадовались - ведь увеличились перемены, и можно было бегать в рекреациях).

В 18 часов было проведено повторное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, которая после докладов руководителей работ, отменила режим «чрезвычайной ситуации». На заседании комиссии Глава города В.В. Кирпичёв поблагодарил всех участников ликвидации аварии: руководителей и специалистов ООО «Инженерные сети», руководителей МУП «ЖКО», отдела ГНИС - Л.Ю. Яковлеву , и её подчинённых, сотрудников ГИБДД и других служб.

23 ноября. В10 часов утра на совещании с директором МУП «ЖКО» А.А. Дурченко были поставлены задачи по завершению работ на теплосети: изоляция трубопроводов, закрытие их лотками и восстановление благоустройства.


PS. Мы восстановили события по рассказу Гпавы города В.В, Кирпичёва. Прежде всего, он пояснил, почему так долго не могли определить месю порыва трубы: «Поиск места порыва у «Паруса» был осложнён тем, что веда из теплосети уходила сразу из лотков в канализацию. И когда порыв был невелик, утечка в канализацию была незаметна, она «маскировалась» тёплой водой в самой канализации. И только когда порыв увеличился, это заметили».

А на вопрос: «Что мешало в данной ситуации, создавало дополнительные трудности?», он ответил: «Невоспитанность владельцев автомашин, бросивших свой транспорт на теплосети - их пришлось долго искать, а также водителей (в основном мужчин), которые видя, что идут работы, несмотря на заграждения и помехи, на требования работающих на трассе, пытались любым способом, ломая бордюр и декоративные посадки, проехать как вздумается или оставить машину прямо у места аварии! В этом плане водители -женщины оказались «на голову» более сознательными и понимающими, чем мужчины».



По иронии судьбы, злополучный порыв произошёл как раз на том участке, до которого дошли специалисты подрядной организации, выполнявшей замену труб теплосети осенью прошлого года. В 2012 году здесь планировалось произвести необходимую замену, но фирма, выигравшая аукцион, к работам так и не приступила.

Позже А.Н. Решетников признался, что мысли искать здесь, конечно же, были, но с толку сбивало то, что ожидаемые следы мощного потока воды практически никак себя не обнаруживали. Как выяснилось, вода резко уходила в канализационную систему, а сверху всё выглядело предательски обманчиво: сухо было и в тепловых камерах, и на участках трассы.

«Не повезло, возник тяжёлый по своему коварству случай, — прокомментировал ситуацию Александр Николаевич. — Мы зачастую успешно действуем на уровне интуиции: хорошо знаем, где какие участки сети, сколько им лет и как они могут себя повести. Работаем как семейный доктор, который хорошо изучил историю болезни всех членов семьи, а тут...

Пришлось действовать методом исключения: стали последовательно перекрывать участки водоводов, попутно анализируя уровень давления. Постепенно вышли на искомую точку. Только сумев обеспечить отвод воды для проведения подрядчиками сварочных работ, смогли позволить себе часа четыре отдохнуть после практически двухсуточной тяжёлой, непрерывной работы».

Чтобы более подробно узнать о трудностях по поиску и устранению аварий на теплотрассе, мы решили обратиться к начальнику подразделения наружных сетей «Теплосети» МУП «ЖКО» — Ларисе Юрьевне Яковлевой. Правда, задача эта оказалась непростой. Дело в том, что она — не любитель разговоров, да и времени на них у неё просто не хватает. К слову, в последнее время, у Ларисы Юрьевны появились мысли о смене места работы. О причине она говорит так: «Шесть лет отработала, тяжело, силы кончились...»

В бригаде, которой она руководит, два мастера, сваршик и четыре слесаря. По её словам, этого слишком мало, чтобы сражаться с существующим потоком аварийных ситуаций в городе. Проблемы не решает даже то, что за выполнение задач, стоящих перед слесарями, берутся оба мастера и сварщик. «Надо бы ещё и мне переодеться — и в люк», — с горечью добавляет моя собеседница. Уже через несколько минут общения я начинаю осознавать цену её слов.

— Может быть, оснащение бригады стоит модернизировать? Возможно, помогли бы устройства по поиску протечек подземных сетей?

— У нас где-то лежит нечто подобное, но чтобы им воспользоваться, надо обеспечить тишину в радиусе 10 километров. Я сама не пробовала, но слышала, что с ним пытались работать, но оказалось, что это неэффективно. Мы уже на глаз многое определяем, можно сказать: «видим нашу теплотрассу сквозь землю».

Техники нам хватает. Спасибо нашему директору А.А. Дурченко, что во многих вопросах он даёт нам «зелёный свет»! К примеру, для нашего подразделения материалы и инструменты закупаются в первую очередь.

А главные проблемы для нас состоят в том, что в нашем подразделении отсутствует аварийная служба. Если что-то случается, звонят мне, я поднимаю ребят, собираемся и... ...365 дней в году, 24 часа в сути, в праздники и в выходные мы должны быть готовы действовать, причём быстро, особенно, зимой. Словом, нам, как пожарным, можно порекомендовать спать одетыми! При этом замечу, что слесаря наши получают на руки около 20 тысяч рублей.

— Какое решение проблемы предлагаете Вы?


— Я считаю, что в нашей команде должно быть не менее 9-ти слесарей. Тогда четверых из них вместе с мастером можно будет оставлять в дежурном режиме: после шести вечера. Дежурство, естественно, чередовать, а главное, оплачивать такой режим работы соответствующим образом, учитывая возникающие аварийные ситуации. Но...

Я предлагала такой вариант главному инженеру предприятия В.М. Ваваеву, но воз и ныне там.

— Бывают ли такие дни, когда нигде ничего не рвётся?


— С октября по ноябрь у нас самая горячая пора: с трассы мы практически не уходим. Редко, когда вовремя приходим с работы домой, то есть заканчиваем рабочий день в шесть часов вечера. То же самое можно сказать об обеденном перерыве. Очень редко, когда для моих работников он длится все положенные полтора часа: как правило, они или по очереди обедают, иди за Пятнадцать минут успевают отхлебнуть чего-нибудь горяченького. А как сильно устают наши люди, я знаю...

— Страшно смотреть, когда человек опускается в дымящийся люк. Это, наверное, и для здоровья далеко небезопасно?

— Судите сами! Вся теплотрасса лежит в железобетонных лотках. Нетрудно представить, какая температура возникает в них при порыве водовода с горячей водой. Не каждый выдержит такое «удовольствие»: опускаться в тесный бункер теплокамеры да ещё проводить там исследования: по возможности, прослушать, просветить участок трассы на предмет наличия порыва. Добавлю, что в таких условиях им приходится ещё и задвижки открывать-закрывать, а это не то, что водопроводный кран повернуть.

— Поясните, пожалуйста, поподробнее.

— Задвижки — это запорная арматура, которая перекрывает части трубопровода. Отключить от котельной весь город сразу невозможно. Для этих целей есть специальные участки, на которых и ставятся задвижки. Причём их размер зависит от диаметра трубы: перекрыть водовод меньшего диаметра, подводящий воду к дому, легче, чем сделать это на участке теплотрассы. Здесь совсем иная технология: важно котельную «не посадить». Вода добавляется в систему по чуть-чуп», постепенно, обеспечивая бережное заполнение всего объёма трубопровода. Во время поиска и ликвидации аварии у дома № 11 по ул. Пушкинской котельная работала практически в аварийном режиме: требовался постоянный контроль за показаниями её датчиков и очень аккуратная работа с теплоносителем.

— Приходя домой, наверное, трудно бывает сбросить накопившееся напряжение, забыть негатив, с которым пришлось столкнуться в течение дня?

— А я и не забываю. На это, как и на то, чтобы восстановить силы, времени не остаётся. Вернёмся к порыву, о котором мы сегодня говорим. Представьте, утром мы к восьми пришли на работу. Отработали весь день, всю ночь и следующий день: члены бригады закончили вечером. Я же вернулась домой за полночь, а в шесть утра уже встала, потому что в семь пришлось начать работы по замейе участка трубы горячего водоснабжения в первом микрорайоне. Всё понятно, люди ведь ждут...

На мне ещё шесть центральных тепловых пунктов, а это оборудование и 24 сотрудника, работу которых я должна контролировать. Кроме всего этого, приходится очень много заниматься бумажной работой. Её я выполняю уже дома, вечером, в личное время. Пред-

За текущий год специалистами подразделения наружных тепловых сетей МУП «ЖКО» были заменены около 500 метров водоводов горячего водоснабжения и подачи тепла.

Один пример из трудовых будней бригады подразделения наружных тепловых сетей. Снимок, который вы видите, сделан в среду 5 декабря после обеда. На ул. Большой Комитетской у дома Ns 25 выполняются подготовительные работы для того, чтобы на следующий день максимально быстро заменить участок трубы отопления, порыв которого произошёл под дорожным полотном.

Добавлю к этому, что в утренние часы бригадой уже был устранён порыв водовода горячего водоснабжения на ул. Пионерской, д. 5. Представьте, сколько сил надо, чтобы получить ордер на проведение земляных работ, потом продлить его, и, наконец, закрыть...

— Нетрудно догадаться, какая динамика наблюдается Вами с течением лет.

— Ситуация только ухудшается. Если раньше мы обходились установкой хомутов, то теперь практически в каждом аварийном случае нам приходится заменять участок разрушенной трубы. А задвижки выпускаются сегодня такого качества, что при повторном их закрытии, они уже не держат полностью, иными словами, пропускают воду. При установке хомутов такая ситуация ещё допустима, но для сварки — нет! Требуются дополнительные усилия по восстановлению их функций, а это очень непростая работа.

— Как всё это выдерживают люди, с которыми Вы работаете?

— Коллектив у нас бывалый. Практически всем ' под пятьдесят. Наш мастер Владимир Георгиевич Ломаченко — самый молодой, ему лишь 33 года. Костяк бригады прочный, сработавшийся: сложился более десяти лет назад, закалился и окреп за эти годы. Со всеми работниками у меня очень хорошие отношения, и уйти я хочу, конечно же, не из-за них. Они меня не раз уговаривали не бросать их: прекрасно знают, что я всё это время боролась за коллектив, но, похоже, стучалась в закрытую дверь.

— Если бы к Вам явилась фея и предложила исполнить Ваши пожелания в канун Нового года?

— Для себя хочу только одного — отдохнуть! А ребятам из моей бригады пожелаю, чтобы они добились расширения штата, конструктивных организационных решений и увеличения зарплаты!

Источник: газета "Спутник"