Ажиотаж вокруг тепла
В последнее время в Мурманске и Североморске наблюдается некоторый ажиотаж, связанный с программой установки в многоквартирных домах (МКД) узлов учета тепла и воды. Люди не только все более активно голосуют за участие в программе, но уже требуют, чтобы их дома допустили к данному проекту. Масса звонков поступает в администрацию, жители интересуются, как попасть в программу... Естественно, всех интересуют подробности. О них — интервью нашего корреспондента с председателем совета директоров ЗАО «Теплоучет» Дмитрием Ротарем.
Дмитрий Дмитриевич, о проекте оснащения МКД узлами учета тепла и воды у нас писали уже достаточно много — в том числе и о технической стороне вопроса. Но вот о юридической хотелось бы узнать подробнее, ведь именно в договоре должны содержаться пункты, которые защищают жителей от различных непредвиденных ситуаций или затрат. Наверняка у вас есть типовой договор, расскажите о нем подробнее.
Я бы не назвал такой договор полностью типовым. Разумеется, в каждом из договоров имеются все положенные гарантии, обеспечивающие взаимные интересы сторон. Но все же каждый такой документ в значительной степени индивидуален.
Но почему? Ведь большинство домов, в которых предстоит устанавливать новое оборудование, относится к типовым постройкам...
Дело в том, что каждый дом индивидуален: дата постройки, прошедшие ремонты, аккуратность или небрежность жителей — все влияет на состояние здания его инженерных систем. Недаром те узлы, которые мы устанавливаем, носят название БИТП — блочные индивидуальные тепловые пункты. В них закладываются параметры, характерные для каждого конкретного здания. К тому же комплекс работ, который необходим в МКД, каждый раз разный.
Где-то достаточно минимального вмешательства в инженерные системы дома, где-то требуется работа по максимуму, где-то - дополнительная реконструкция подвалов. Так, удорожает работу необходимость особых мер по дополнительной подготовке поступающего теплоносителя и воды. Разве вам захочется портить ржавой водой обновленные инженерные системы? Ну, и так далее. Да что далеко ходить, даже стоимость проекта оборудования или реконструкции для каждого дома различна. Где-то на проект хватит и 50 тысяч, где-то перевалит за сотню... Мы, конечно, унифицируем все, что только возможно, но каждый раз в договоре прописываются все конкретно необходимые энергосберегающие мероприятия.
Скажем так, стоимость непосредственно БИТП в сумме договора составляет обычно 30-60%, в зависимости от сложности и объема дополнительных работ. Мы уже сталкивались в других регионах с ситуацией, когда в отдельных домах пытались сэкономить и покупали узлы учета и регулирования, так сказать, «на рынке», якобы подешевле. Однако итоговые затраты на проектирование, установку, реконструкцию инженерных систем дома оказывались на 32-45% выше, чем в первоначально предложенном нами варианте. К тому же «вдруг» выяснялось, что якобы недорогое оборудование не исполняет всех необходимых функций, что постоянно требуется что-то докупать для его «достройки». Что ж, такова маркетинговая политика некоторых известных компаний: заманить клиента, чтобы потом уже никуда не делся, ведь первоначальные затраты уже произведены...Так что соседи смотрели и учились на чужом негативном опыте.
Тем не менее встает вопрос о задатке, необходимом для начал работ на каждом доме. Задаток тоже будет разный?
Какой задаток? Население никаких предварительных сумм не вносит. Первоначальные вложения на аудит, проектирование, некоторые другие нужды осуществляются из средств самого Теплокома (в этот холдинг входит ЗАО «Теплоучет») или управляющих компаний. Эти затраты — как и прочие — будут покрыты только за счет экономии, достигнутой в результате энергосберегающих мероприятий. Именно в этом суть энергосервисного договора.
А если не получится, то людям придется доплачивать?
Повторяю, любые затраты компенсируются только из экономии. Если ее нет, соответственно, это не проблема жителей. Но вообще-то в нашей практике неудач еще не бывало. Разумеется, конкретные суммы экономии в каждый отопительный сезон мы заранее предугадать не можем в конце концов, это зависит от степени суровости или мягкости зимы. Но точка отсчета именно по Мурманской области у нас уже есть.
Напомню, возможность оценить первые итоги внедрения БИТП с погодным регулированием и реконструкцией систем розлива именно в вашем регионе у нас появилась прошлой осенью, после начала работы ряда сданных объектов. Эффект экономии возникает в периоды перетопа, когда температура наружного воздуха в течение дня повышается на 5-7 градусов и более и потребность здания в тепле падает. Обычные узлы учета реагировать на такие изменения не умеют и продолжают пускать в здание прежние объемы тепла. БИТП — ограничивают подачу теплоносителя в зависимости от заданных параметров внутренней температуры.
Так вот, расчеты, полученные в октябре-декабре 2012 года, показали, что общий объем экономии составил от 100 до 200 тысяч рублей на каждый дом. Рассчитываем, что данные весны будут примерно те же. Таким образом, за каждый отопительный сезон экономия составит от 200 до 400 тысяч рублей на дом. Разумеется, в первые годы эту экономию в значительной степени будем получать мы — в оплату произведенных работ и поставленного оборудования. Но в дальнейшем эти средства останутся в кошельках жителей. Так что я лично не удивляюсь, что народ понимает свою выгоду и активно стремится участвовать в программе.
И все же народ кое-где сомневается, что такая экономия возникнет только благодаря погодному регулированию потребления тепла.
И правильно делает. Это лишь один из источников экономии. Основным мероприятием, в результате которого возникает экономия, мы считаем не только установку БИТП с системой индивидуального погодного регулирования, но и модернизацию внутреннего и внешнего горячего водоснабжения. Сейчас горячую воду жители получают непосредственно из системы отопления. Экономически же гораздо выгоднее перевести ГВС с открытой на закрытую систему, через теплообменное оборудование. В этом случае холодная вода разогревается за счет подающегося теплоносителя уже в самом здании. Кстати, правительство РФ с 2014 года вообще запретило строить в стране дома с открытыми системами ГВС именно в силу их чудовищной энергозатратности. Так что путем переоборудования в рамках энергосервисного договора мы придаем старым домам качества современного энергоэкономичного жилья.
А что будет, если вы компенсируете все затраты ранее установленного в договоре с домом срока? Дополнительную экономию заберете себе?
Вообще-то мы как раз рассчитываем на то, что договоры будут исполнены не за 5 лет, а на полгода-год раньше. В этом случае полученная дополнительная экономия пойдет только на нужды самого дома. Скажем, на установку стеклопакетов в подъездах или на установку энергосберегающего освещения с датчиками движения (кстати, это экономит до 70% расходов на освещение общедомовых площадей и территорий), да мало ли что какому дому нужно, хоть на теплосберегающую окраску наружных стен... Решать это будут сами жители или УК.
Есть ли в стране примеры, на которых можно проанализировать последствия массовой установки предлагаемых вами систем?
Да, есть. Недавно были опубликованы данные по одному из районов Тольятти, где узлы учета воды и тепла с погодным регулированием установлены практически во всех зданиях. Так вот, за пять лет забор воды из Волги здесь сократился на 60%, а потребление тепла — на 35%. Для Мурманской области подобный итог, думаю, был бы великолепен.