Главный вопрос Госсовета – кто управляет ЖКХ страны
31 мая, в Москве состоится заседание Государственного совета под председательством руководителя страны Владимира Путина. Тема – актуальная ситуация в ЖКХ. Уже прогнозируется, что чиновникам придется жарко: ответ держать досталось губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, которому предстоит рассказать о том, как он допустил коррупцию в ЖКХ. Одновременно возможны жесткие дискуссии между Минэкономразвития и Минрегионом. Выводы, как обычно, будет делать президент. Однако очевидно, что без общественного контроля в ЖКХ уже не обойтись. Почему именно общественным организациям будут уделять много внимания – в материале «ФедералПресс».
На Госсовете Владимир Путин собирается устроить широкий разнос всем чиновникам от ЖКХ. «Разговор предстоит очень жесткий, – рассказывают нам источники в Минрегионразвития. – Возможны острые дискуссии». «Да, мы тоже готовимся к серьезному разговору, тем более что он состоится далеко не в первый раз, и всегда выводы по итогам довольно жесткие, работы только прибавляется», – замечают чиновники в Фонде содействия реформированию ЖКХ.
Настроения чиновников понятны – Госсоветы по ЖКХ проходят раз в год (для сравнения – по развитию аэропортов, например, их было только два за десять лет работы Госсоветов). Это означает, что ЖКХ не сходит с федеральной повестки. Уже в этом году президент публично высказывал недовольство работой Минрегионразвития и Минэкономразвития, в результате чего они выступили с предложениями по сдерживанию роста платежей за коммунальные услуги. Такие частые разборы на высоком уровне ситуации в ЖКХ, очевидно, говорят и о том, что правительство страны отчаялось найти сколько бы то ни было быстрый выход, решение проблемы постоянно растущих тарифов, тотального недовольства услугами, вывода денег. Общая же причина у всего этого одна – коррупция.
Проблема в том, что коррупция в ЖКХ зачастую непобедима обычными методами. Муниципалитеты, особенно мелкие, проверять нереально. Да и крупные тоже. Пример – екатеринбургский Водоканал: он регулярно рапортует о том, что ему нужны инвестиции через повышение тарифов, гордума – не без скандалов, конечно, но это утверждает, как и инвестиции из горбюджета, из Федерации туда тоже регулярно поступают средства, однако воду из-под крана как было невозможно пить, так и теперь нельзя. А проверки Водоканала – даже прокурорские и милицейские – «ничего особенного» не находят.
В муниципалитетах поменьше и вовсе беда – там нет активного населения, которое может требовать отчета, все проверяльщики хорошо знают проверяющих, все повязаны друг с другом. Да еще и региональная власть именно «по линии ЖКХ» ничего сделать с муниципалитетом не может: дела коммунальные и жилищные в полном ведении местной власти – по закону о местном самоуправлении. Поэтому фирмы по обналичиванию бюджетных средств, завышенные тарифы для населения, раздутые инвестиционные планы – все это в муниципалитетах есть. Так, в Челябинской области под следствием находится бывший сити-менеджер Озерска Евгений Тарасов: заключил фиктивный договор на разработку схемы теплоснабжения города с фирмой, созданной только для обналичивания денег.
В муниципалитетах инвестиционные планы для предприятий коммунального комплекса принимают самостоятельно, региону они не подчиняются, прокурорские проверки иногда ведут люди, сами не понимающие в ЖКХ ничего. Муниципалитет же может закрывать глаза на то, как ручные управляющие компании не платят поставщикам ресурсов, завышают нормы общедомового потребления, грабят население, конечно, но зато делятся с кем надо.
«В ЖКХ можно заводить любые бюджетные деньги, списать по документам можно сколько угодно большое их количество», – утверждают источники, знакомые с ситуацией в отрасли. И только с помощью общественного контроля получается эти деньги вернуть.
Тарифы берутся с потолка и утверждаются, как договорятся, – заявил председатель совета регионального отделения общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» по Свердловской области Аркадий Халявин. – Складывается какая-то круговая порука, когда представители организаций заинтересованы в решениях в интересах друг друга. С этой точки зрения, я считаю, что необходимо политическое решение. Если бы оно было принято, тарифы на услуги ЖКХ можно было бы легко снизить до разумных пределов, даже при наличии той нормативной базы, которая имеется сейчас».
И действительно, при простом следовании законам можно добиться существенного снижения тарифов. Так, при проверке Водоканала небольшого города Кстова в Нижегородской области экспертам удалось выяснить, как получается, что депутаты местной думы регулярно выделяют деньги Водоканалу из бюджета в качестве инвестиций, однако никаких заметных изменений в работе коммунальной структуры не видно. Группа профессионалов под авторским надзором автора методики Александра Синева сумела выяснить, как и куда уходили деньги из бюджета, как завышались тарифы и как по отчетам Водоканала перед депутатами инвестиционная кампания была, а фактически – нет, и как играли водоканальщики с амортизационными отчислениями, чтобы увеличить стоимость услуги и побольше брать денег с населения. Суд обязал Водоканал в том числе вернуть необоснованно полученные в составе тарифов деньги, пересмотреть и снизить стоимость оказываемых услуг до реальных. Часть денег, которые были выделены Водоканалу, удалось вернуть в бюджет. Примерно таких же результатов удалось добиться и еще в нескольких районах области.
На уровне региональной власти для «нужных» коммунальных компаний можно уставновить любые тарифы, собрать имущество в одну компанию и уже через нее выводить бюджетные деньги. Или, как в Питере, дать подряд на ремонт теплотрассы «своей» фирме». В результате «трубного дела» из бюджета похищено более 50 миллиардов рублей!
В России есть целые регионы, где фактически заправляют энергетики: они диктуют цены промышленности и населению, собирают деньги с жителей, разрешают муниципалитетам выводить через МУПы деньги, да что там – даже на уровне госструктур, где, казалось бы, все прозрачно и понятно, идут многочисленные проверки. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства вскрыл факты многочисленных нарушений при выделении денег для Смоленской и Ульяновской областей.
В правительстве и у президента есть понимание того, что ЖКХ находится в сложнейшем положении и неизбежны кардинальные реформы для оздоровления ситуации. На сегодняшний день ситуация с этой отраслью, по мнению экспертов, достигла того уровня актуальности, когда в высших эшелонах власти уже открыто выдвигают предложения о необходимости разделить Минрегион на два министерства – Министерство строительства и ЖКХ, основанное на Госстрое, и Минрегион, который будет фокусироваться на координационных функциях между регионами и центром, а также на проведении анализа и мониторинга экономического положения регионов. Кроме того, традиционно социально-политической ситуацией в регионах занимаются департамент внутренней политики администрации президента и профильные министерства правительства РФ.
«Администрация президента, к примеру, настроена довольно решительно, когда это касается использования средств федерального бюджета. Глава Минрегиона Игорь Слюняев справедливо отметил, что «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2013–2015 годы» требует пересмотра в части ее финансирования. Ну и Минфин традиционно выступает оппонентом. Поэтому сложно пока говорить, чем закончится дело и как будет решен вопрос, но однозначно можно отметить: есть силы, которые заинтересованы в принятии конкретного эффективного решения по ЖКХ в наикратчайшие сроки. Эти силы настроены крайне решительно, и есть все основания предположить, что итоги мы увидим уже в ближайшее время», – отмечает в комментарии «ФедералПресс» председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике Светлана Разворотнева.
Однако реакция из-за коррупции на местах заторможена. Зачастую же реагирование принимает странные формы. Так, например, в Минрегионе недавно прошла ротация кадров, при этом руководителей ведомств уволили с должностей и назначили в ранг помощников. Формально это повышение. Но такая система обрезает полномочия у экспертов. На должности же руководителей назначаются люди, которые работают в Минрегионе меньше полугода. Понятно, что это только попытка влить в министерство новую струю, помочь найти новые, нестандартные подходы к реформированию ЖКХ, однако такими методами ЖКХ с его зубрами от коррупции не победить.
Очевидно, что в этой ситуации сфере ЖКХ безотлагательно требуются профессиональные эксперты и механизмы общественного контроля. Первые помогут понять, что искать и где, обучат всех участников процесса. А жители смогут на основании этих знаний контролировать ЖКХ всех уровней, оперативно говорить о найденных нарушениях правоохранителям. В правительство региона, страны. Только так можно победить коррупцию в ЖКХ, а саму коммуналку сделать нормальной отраслью страны, а не вечной головной болью.