Анализ причин снижения ресурса тепловых сетей

2 мая 2012

О качестве работ

В подготовке городских тепловых сетей к зиме участвуют представители строительно-монтажных, ремонтных, эксплуатационных, проектных организаций. При этом ставятся следующие цели и задачи – с минимальными затратами и качественно подготовить энергетическое оборудование к зимнему отопительному периоду в заданные сроки.

Анализ результатов комплексных обследований теплоснабжающих предприятий г. Москвы, проведенных Мосгосэнергонадзором, показывает, что тепловые сети являются на сегодня одним из самых ненадежных элементов системы теплоснабжения города.

Существует огромный резерв, который до сих пор не используется. Это – качество работ, выполняемых на всех этапах, от стадии проектирования до технического надзора за соответствием проекту.

Каждый год в тепловых сетях городов и населенных пунктов перекладывается колоссальное количество магистральных трубопроводов. И все равно, этот огромный объем не обеспечивает обновление тепловых сетей. Основная причина в некачественном выполнении работ, в многочисленных нарушениях ПТЭ, СНиП и других правил в процессе эксплуатации, ремонта, замены тепловых сетей.

Срок службы трубопроводов, смонтированных с нарушением СНиП, снижается в 8-10 раз. В результате, вместо вложения денег, которых и так выделяется недостаточно на замену трубопроводов, отслуживших 25 лет и более, приходится латать сети, отслужившие 5-6 лет. При этом капитальный и частично аварийный ремонт выполняется без должного технического надзора со стороны теплоснабжающих предприятий; также не секрет, что эти работы часто поручаются организациям, которые трудно назвать специализированными как по техническому оснащению, так и по квалификации персонала и специалистов.

Например, 10 апреля 2002 г. совместно с УТЭХ г. Москвы была проведена проверка соблюдения технологии и организации безопасного выполнения работ при ремонте участка магистральных трубопроводов Ду 800 мм. В результате работы пришлось запретить. Причинами стали грубейшие нарушения, а именно:

1. Отсутствие наряда-допуска на производство работ.

2. На рабочем месте одновременно отсутствовали руководитель и производитель работ.

3. Персонал не аттестован по действую­щим правилам ПТЭ, ПТБ, ППБ И ПР с ПОЭЭ, отсутствуют удостоверения о проверке знаний и ряд других замечаний.

Типичные нарушения технологии, которые отмечаются практически на всех обследованных объектах:

• трубопроводы не подготавливаются к нанесению антикоррозийного покрытия;

• покрытие наносится не на всю трубу и слоем, толщина которого колеблется в пределах 40-50 мк, при необходимой толщине 80-140 мк;

• толщиной слоя теплоизоляции не соответствует СНиП.

Инспекторами Мосгосэнергонадзора так же проверена работа ряда подрядных организаций и везде обнаружены многочисленные нарушения норм и правил.

При бесканальной прокладке сетевых трубопроводов часто встречаются следующие замечания:

1. Частично отсутствует песчаная подсыпка в траншее при прокладке трубопроводов в ППУ изоляции.

2. Засыпка ведется грунтом с камнями и комьями земли.

3. Стыки обрабатываются некачественно.

 

Причины снижения ресурса тепловых сетей

Причины такого положения (кроме вышеперечисленных) можно объединить по следующим разделам.

Организационные:

1. В городе нет единой технической политики по повышению надежности тепловых сетей. Нет общегородской программы действий в условиях недостатка средств на сохранение объемов перекладки 80-х годов.

2. Во всех теплоснабжающих организациях нет или недостаточно эффективно работают обособленные службы, координирующие всю сложную работу по защите тепловых сетей от коррозии.

3. Нет системы оперативного контроля состояния тепловых сетей, соответственно, нет и ответственности должностных лиц за уровень эксплуатации и качество замены сетей. Не проводится анализ и сравнение даже по сроку службы тепловых сетей на различных предприятиях.

4. Эксплуатационный персонал даже на уровне руководителей не знаком с методами защиты от коррозии. Учеба не проводится и планируется.

5. Перекладки тепловых сетей осуществляются без проектов и анализа причин преждевременного выхода теплосети из строя, что приводит к повторению ранее допущенных ошибок.

Экономические:

1. Затратный принцип образования тарифов не способствует снижению издержек. Затраты на топливо составляют в тарифах 60-80 руб./Гкал, остальное в немалой степени обосновывается необходимостью гигантских затрат на замену сетей. Таким образом низкое качество прокладок и эксплуатации тепловых сетей компенсируется жителями и бюджетом города.

2. В условиях отсутствия повсеместного учета тепла теплоснабжающие организации материально не заинтересованы в уменьшении потерь тепла. В меньшей мере это относится к магистральным тепловым сетям (т.к. большая часть ЦТП оборудована теплосчетчиками) и в большей к разводящим тепловым сетям.

3. Эксплуатационный персонал материально не заинтересован в увеличении срока службы тепловых сетей.

Технические:

1. Контроль за водным режимом (величина подпитки, жесткость и рН) легко осуществляется на теплоисточниках, контроль же за наружной коррозией пространственно рассредоточен и поэтому более сложен, но не менее важен. Во всех теплоснабжающих организациях к постоянному контролю наружной коррозии тепловых сетей практически не приступали.

2. Испытания на тепловые потери, также характеризующие состояние тепловых сетей, не проводятся.

3. Электрохимзащита применяется в недостаточном количестве.

4. Минимальное внимание уделяется качеству антикоррозионных покрытий. Массово применяется не разрешенный к применению в тепловых сетях кузбаслак. Кремнийорганические покрытия наносятся на неподготовленные поверхности трубопроводов в один слой и – в нарушение действующей инструкции по защите от наружной коррозии – не в стационарных, а в трассовых условиях. Работа по восстановлению качественных антикоррозионных покрытий в доступных местах ведется только в Мостеплоэнерго, что позволило резко снизить повреждаемость в камерах и коллекторах.

5. Выполнение аварийных работ на тепловых сетях не сопровождается диагностикой вскрытого участка, восстановлением на вскрытом участке качественного антикоррозионного и влагозащитного покрытия, а также теплоизоляции, что приводит к повторным разрывам.

6. Защита от увлажнения тепловой изоляции повсеместно осуществляется обертыванием стеклотканью в 1 слой, что фактически ее не обеспечивает.

7. Не проводится планомерная работа по осушению трасс, уменьшению влияния коррозионных факторов и увеличению срока службы действующих сетей.

8. Технические задания на проектирование тепловых сетей выдаются без учета причин преждевременного выхода из строя ранее проложенных трасс. Проекты выполняются без специального раздела по защите от коррозии, без обоснования срока службы теплосети.

9. Трассы с трубопроводами в ППУ изоляции, имеющие ресурс минимум 30 лет, на некоторых участках из-за некачественного проектирования и монтажа начинают выходить из строя на 2-3 год эксплуатации.

10. Недостаточное внимание уделяется разработке новых и совершенствованию существующих методов диагностики и защиты сетей от коррозии.

 

Мосгосэнергонадзор предлагает

1. Разработать конкретную программу повышения ресурса действующих тепловых сетей, что позволит отказаться от принципа обеспечения максимальных объемов перекладки в ущерб качеству.

2. Выделить в теплоснабжающих предприятиях службы по защите от коррозии, возложив на них ответственность за координацию работы по контролю коррозийного состояния тепловых сетей, внедрению защитных мероприятий и методов экономического стимулирования, определению ресурса, разработке технических заданий по защите от коррозии, подготовке планов научно-технических работ, учебе персонала и т.д.

3. Усилить технический надзор и осуществлять его не только за вновь вводимыми (по капитальному строительству) тепловыми сетями, но и за работами по капитальному ремонту, а также аварийными работами. В настоящее время технический надзор за этими работами проводится на очень низком уровне.

4. Необходимо массово внедрять систему локального профилактического ремонта с заменой конкретных мест с максимальной степенью коррозионного разрушения, с переориентацией аварийных служб с устранения аварий на их предупреждение.

5. Проведение обязательного расследования причин преждевременного выхода из строя трубопроводов тепловых сетей с определением конкретных виновников и мер, необходимых для предотвращения подобных ситуаций. Расследование должно проводиться с участием представителей Госэнергонадзора.

6. Обязательная учеба эксплуатационного персонала методам защиты от коррозии, требованиям нормативных документов.

 

Информация к размышлению

У Госэнергонадзора есть достаточные рычаги воздействия на организации и предприятия, а также на их руководителей и специалистов, допускающих нарушения при организации безопасного выполнения работ, нарушение технологии при проектировании, монтаже и ремонте энергетического оборудования.

С 1 июля вступил в силу Кодекс об административных нарушениях:

• статья 11.20 «Нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов...» влечет наложение штрафа на юридических лиц от 30 до 50 минимальных размеров оплаты труда.

• статья 7.19 «Самовольное подключение к энергетическим сетям, самовольное использование электрической, тепловой энергии...» предусматривает наложение штрафа на должностных лиц от 30-40 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц от 300-400 размеров минимальных оплаты труда. Эта статья относится к объектам, допущенным в эксплуатацию без участия надзорных органов.

При обследовании предприятий в случае обнаружения серьезных нарушений, которые ставят под сомнение соответствие лицензионным заявленным видам деятельности, Госэнергонадзор будет приостанавливать действие лицензии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Руководители и члены ПДК будут направляться на внеочередную проверку знаний по ПТЭ, ПТБ и др. нормативным документам, и, если не покажут достаточных знаний, будут освобождены от занимаемой должности.

Сайт создан на Setup.ru Создать сайт бесплатно