Учет расхода топлива с помощью Взлет МР

Э. Ф. Осиевский, А. И. Рябинков

Актуальность темы учета любого вида топлива и контроля

за его расходом является сегодня очевидным фактом, кото-

рый нет необходимости обосновывать. Различные контроль-

но-измерительные системы и приборы помогают осущест-

влять такой мониторинг на всех этапах жизни топлива:

от добычи , транспортировки и переработки нефти

до сжигания готового продукта в котлах и камерах сгорания

двигателей. При этом расходомеры и счетчики топлива раз-

мещаются как на стационарных объектах, так и на транспорте

(водном, железнодорожном, автомобильном).

Однако отсутствие на рынке специализируемых систем

учета не позволяет потребителю в полной мере использо-

вать достижения научно-технического прогресса. Так,

например, учет расхода дизельного топлива тепловозами

в настоящее время производится, как правило, по разности

количества топлива в баке тепловоза за определенный про-

межуток времени. При этом нередко заполнение бака опре-

деляется визуально по мерному стеклу. Такой подход при-

водит к тому, что количество израсходованного тепловозом

топлива измеряется с большой погрешностью, что, в свою

очередь, вызывает определенные трудности в выполнении

анализа расхода ГСМ с учетом фактически выполненной

работы тепловозом и его технического состояния.

В результате мы имеем искусственное завышение норма-

тивов расхода топлива и отсутствие заинтересованности

в его экономии. Альтернативой такого подхода является

создание систем диспетчеризации и контроля

за параметрами движения на железнодорожном транспор-

те с использованием, в том числе, и современных средств

измерения расхода.

По запросу организаций, занимающихся внедрением

систем мониторинга транспортных средств, на ЗАО «Взлет»

была разработана модификация расходомера-счетчика

«Взлет МР» исполнения УРСВ-520V для измерения расхода

и объема дизельного топлива в топливных системах тепло-

возов. Данный расходомер является следующим поколени-

ем хорошо известного нашим Заказчикам расходомера-

счетчика «Взлет МР» исполнения УРСВ-110, предназначен-

ного для измерения расхода вязких жидкостей.

По сравнению со своим предшественником он позволяет

реализовывать многоканальную схему измерения расхода.

Расходомер-счетчик ультразвуковой двухканальный

«ВЗЛЕТ МР» исполнения УРСВ-520V предназначен для

измерения среднего объемного расхода и объема топлива

в напорных трубопроводах. Он удовлетворяет эксплуата-

ционным требованиям, предъявляемым к оборудованию

тепловозов, а также имеет возможность сопряжения

эс системой диспетчеризации и мониторинга. Расходомер

УРСВ-520V может выполнять измерения в широких диапа-

зонах температуры и вязкости рабочей среды в различных

условиях эксплуатации.

Отличительной особенностью конструкции измеритель-

ного участка (ИУ) расходомера УРСВ-520V является приме-

нение соединительной арматуры, используемой

в топливных системах тепловозных дизельных двигателях.

Конструкция ИУ представлена на рисунке 1. В составе рас-

ходомера могут поставляться ИУ, изготовленные

из углеродистой стали (ИУ-032), нержавеющей стали (ИУ-

132) и стали 09Г2С (ИУ-232).

 

1 – конусный переход; 2 – ниппель шаровый; 3 – накидная
гайка;4 – штуцер; 5 – ИУ.
Рис. 1. Сборно-сварная конструкция для установки
ИУ в трубопровод.
Используемая в системах питания тепловозных двигате-
лей схема с рециркуляцией топлива определяет способ
применение двухканального расходомера УРСВ-520V.

Измерительные участки расходомера устанавливаются
в напорную и сливную магистраль (Рис.2.) Расходомер про-
изводит измерения в обоих каналах и осуществляет обра-
ботку результатов измерения.

Рис. 2. Принципиальная схема установки расходомера

УРСВ-520V в систему питания тепловозного двигателя.

Дополнительно к основным функциям измерения сред-

него объемного расхода и объема топлива в расходомере

УРСВ-520V предусмотрена возможность определения мас-

сового расхода и массы топлива по каждому каналу

в соответствии с введенным в расходомер значением плот-

ности топлива. В расходомере также реализован алгоритм

автоматической коррекции установленных значений плот-

ности и вязкости при изменении температуры и давления

топлива в каждом трубопроводе.

Для определения количества израсходованного топлива

в расходомере УРСВ-520V к двум измерительным каналам

добавлен третий – вычислительный канал. Он производит

вычисление разности объемов (масс) топлива, прошедших

через 1-ый и 2-ой каналы. Программно может задаваться

разный порядок вычисления разности объемов (масс): V1 –

V2 (М1 – М2) или V2 –V1 (М2 – М1). Для обеспечения кор-

ректной работы расходомера вычисление разности произ-

водится только тогда, когда происходят измерения

по обоим каналам. В противном случае расходомером фик-

сируется нештатная ситуация и вычисление разности объе-

мов (масс) не происходит. Следует обратить внимание

на то, что погрешность вычисления разности объемов

(масс) определяется погрешностью, с которой эти объемы

(массы) были измерены в каждом канале.

Результаты измерений и вычислений по каждому каналу

(в томчисле и канала вычисления разности объемов) записы-

ваются во внутренние архивы: часовой, суточный, месячный

и интервальный. Нештатные ситуации и отказы, возникаю-

щие в процессе эксплуатации расходомера, фиксируются

в журналах нештатных ситуаций. Это позволяет проводить

анализ работы расходомера УРСВ-520V и топливной систе-

мы в целом за различные периоды времени.

Для обеспечения внешних связей расходомер УРСВ-

520V имеет последовательные интерфейсы RS-232 и RS-

485. Кроме того, в расходомере может быть использован

модуль универсальных выходов, способный работать

в импульсном, частотном и логическом режиме. Скорость

обмена по интерфейсам и параметры связи, назначение

универсальных выходов и их режимы работы, параметры

выходных сигналов, а также отключение выходов устанавли-

ваются программно.

Расходомер-счетчик ультразвуковой УРСВ «ВЗЛЕТ МР» исполнения УРСВ-520V может применяться как на железнодорожном, так и морском транспорте. При этом использование данного расходомера в системах монито-ринга транспортных средств позволяет:

– определять текущий расход топлива;

– определять объем израсходованного топлива;

– контролировать режимы работы двигателя;

– производить нормирование и анализ расхода топлива в различных режимах эксплуатации транспорта.

Возможности эксплуатации расходомера УРСВ-520Vне ограничиваются только указанными системами. Данныйрасходомер может быть установлен и на стационарных объектах, на которых производится отбор топливаиз рециркуляционной магистрали. Расходомер УРСВ-520Vможет быть применен не только для измерения расходадизельного топлива, но и для измерения расхода другихтипов жидкостей (в том числе и мазутов) в широких диапа-
зонах их температуры и вязкости.
Во всех рассмотренных случаях надежная и стабильная
работа ультразвуковых расходомеров определяется рядом
факторов, главным из которых является выполнение сле-
дующего условия – режим течения и состав рабочей жидко-
сти не должны препятствовать распространению в ней уль-
тразвуковых колебаний. Образование в топливной
магистрали областей разрежения и (или) наличие
в рабочей жидкости большого количества газовых включе-
ний приводит, как правило, к неустойчивой работе ультраз-
вуковых расходомеров. Положительный опыт эксплуатации
расходомеров УРСВ-520V на железнодорожном и морском
транспорте показывает, что существующие там топливные
системы позволяют использовать в них ультразвуковые
расходомеры для учета расхода топлива.
Мы надеемся, что расходомер-счетчик ультразвуковой
УРСВ «ВЗЛЕТ МР» исполнения УРСВ-520V найдет широкое
применение в составе информационно-измерительных
систем и комплексов на железнодорожном и морском тран-
спорте, а также в нефтегазовой, химической и других
отраслях промышленности.
Сведения об авторах:
Осиевский Эдуард Федорович – ведущий инженер
Рябинков Андрей Иванович – руководитель отдела исследова-
ний
ООО «СКБ ВЗЛЕТ»