Что мешает поквартирному учету тепла и воды в жилых зданиях?
А. С. Вербицкий, канд. техн. наук, управляющий Фондом стимулирования энергосбережения (ФОСТЭН)
Ответ на вопрос, вынесенный в заголовок, прост и короток – нет счетчиков. Но ведь установка счетчиков тепла, горячей и холодной воды сегодня не может являться проявлением доброй воли некоторых поставщиков этих ресурсов (измерение потребления ресурсов не всегда ведет к увеличению их доходов). Более того, установка счетчиков не может выполняться только за счет желания потребителей меньше платить за ресурсы (в ряде случаев измеренное потребление оказывается выше нормативного или расчетного).
Далеко не всегда можно ожидать снижения платежей потребителей, т. к. тарифы на ресурсы растут (зачастую быстрее, чем снижается оплачиваемое потребление). Но следует помнить, что установка счетчиков необходима и обязательна в соответствии со ст. 539 ч. II действующего Гражданского кодекса РФ и ст. 11 Федерального закона «Об энергосбережении», а для строящихся зданий – также и в соответствии с действующими СНиПами. К сожалению, практика показывает, что указанные законы и нормы не выполняются: счетчиков на вводах систем отопления и водоснабжения в жилых домах (общедомовых счетчиков) и в квартирах еще очень мало, что и мешает в значительной мере продвижению реформы отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Чтобы понять ответ на поставленный вопрос попробуем установить:
- В чем различия в организации учета потребления тепла для отопления жилых зданий и отдельных квартир и учета потребления воды (горячей и холодной).
- Каким образом будет оплачиваться отопление жилых зданий в тех случаях, когда фактическое потребление тепла для отопления оказывается выше нормативного.
- Существуют ли обоснованные и проверенные методические основы учета фактического потребления тепла для отопления каждой квартиры в жилом многоквартирном доме.
- Как могут быть организованы работы по массовой установке приборов учета, какие источники финансирования этих работ могут быть реально использованы.
- Каким образом необходимо изменить сложившуюся практику оплаты горячей и холодной воды для того, чтобы установленные счетчики воды стали необходимы и потребителям, и жилищным организациям, и поставщикам воды.
Учет фактического потребления энергоресурсов в квартирах жилых зданий необходим и возможен только тогда, когда у потребителей есть реальные возможности регулировать их потребление. Вопрос практически решен для случая электроснабжения – вспомним известный с детства призыв «Уходя, гасите свет». Именно выключая свет, мы регулируем потребление электричества и свои платежи за него. Аналогичного (экономичного) поведения потребителей можно ожидать и в случае водоснабжения – вода течет только тогда, когда потребитель открывает водоразборную арматуру (или забыл отремонтировать сантехнику). Значит, установленные в квартирах счетчики могут стимулировать экономное расходование воды даже при существующем наборе оборудования в квартире, а по мере роста цены воды – стимулировать переход к использованию более экономичного оборудования (регуляторов расхода воды, экономичных стиральных машин и пр.). Общедомовые счетчики воды тоже необходимы и полезны – для поставщиков воды становится возможным сведение баланса подачи и потребления воды, для собственников городских и квартальных сетей (муниципалитетов) становится более понятной необходимость восстановления своего имущества и ликвидации утечек воды (пока счетчиков нет во всех зданиях, информация об утечках совершенно недостоверна). Кроме того, сейчас в большинстве городов цена воды для населения регулируется за счет кросс-дотаций – промышленные предприятия, коммерческие структуры покупают воду по повышенной цене и тем самым дотируют население. Это положение должно измениться уже в 2003 году – по решению Правительства РФ кросс-дотации отменяются, что приведет к повышению цен на холодную и горячую воду и, следовательно, будет дополнительно стимулировать установку водосчетчиков.
Ситуация с учетом потребления тепла для отопления значительно сложнее. В существующих российских зданиях и квартирах практически полностью отсутствуют какие-либо регуляторы работы систем отопления и у потребителей (жителей квартир) нет никакой возможности регулировать затраты тепла для отопления. Регулирование параметров работы систем отопления зданий ведется, как правило, на центральных тепловых пунктах, а недостатки такого регулирования хорошо известны. Потребитель (гражданин) в таких условиях может только предъявлять претензии в тех случаях, когда температура воздуха в его жилище недостаточна. Решение проблемы «перетопа» помещений совсем не зависит от потребителя, хотя именно в этом случае возможна значительная экономия тепла. В существующих условиях в большом числе зданий (до 30–35% их общего числа) потребление тепла для отопления выше нормативного (использованного при расчете ставок платежей за отопление) и потребитель никак не может влиять на его потребление. Кроме того, затраты тепла на отопление квартир даже в одном здании могут значительно различаться: теплопотери в угловой квартире на последнем этаже здания могут на 30–40% превышать теплопотери в квартире, расположенной в центральной части здания.
Техника измерения потребления тепла для отопления любого здания не представляет принципиальных трудностей. Рынок переполнен предложениями на поставку теплосчетчиков различных конструкций, и, возможно, единственная проблема здесь – убедить теплоснабжающие организации согласовывать проекты установки теплосчетчиков достаточно простых, дешевых, но надежных конструкций, что снизит затраты потребителей, которые сегодня оплачивают установку приборов. Возможное решение – включать средства на установку теплосчетчиков в тариф на тепло и обязать поставщиков тепла установить счетчики во всех зданиях до определенного срока. Если такой план не будет выполнен, то потребители должны получить право платить за тепло со значительной скидкой к утвержденному тарифу.
Сложнее распределить измеренное на вводе в дом количество тепла между различными потребителями (квартирами, нежилыми помещениями). В принципе методы распределения между квартирами количества тепла для отопления, поступающего в жилое здание (в зависимости от фактического потребления в каждой из квартир), известны достаточно давно и широко применяются во многих странах. Например, в европейских странах распределение тепла производят с использованием распределителей (испарительных или электронных), соответствующих требованиям стандартов – EN 834, EN 835. Но обязательным условием использования таких методов является регулирование параметров теплоносителя на вводе в здание (индивидуальные тепловые пункты или узлы автоматизированного управления отоплением) и дополнительное регулирование в квартирах – термостатические клапаны должны быть установлены на каждом нагревательном приборе. Отсюда следует, что затраты на организацию расчетов фактического потребления тепла в квартирах существенно возрастают – помимо затрат на общедомовой теплосчетчик и распределители тепла (устанавливаются на каждом нагревательном приборе), требуются дополнительные затраты на приведение системы отопления здания в состояние, при котором распределение тепла возможно. Кроме того, во многих российских зданиях потребуются и затраты на очистку систем отопления (например, систем с чугунными радиаторами, проработавшими 20–30 лет), а также на балансировку систем (выравнивание потоков теплоносителя между стояками). Все это приводит к необходимости тщательного экономического обоснования распределения тепла для отопления между квартирами. Можно ожидать, что при существующих в стране ценах на тепло определение фактических затрат тепла для каждой квартиры окажется далеко не всегда целесообразным. (Написанное, конечно, не относится к строящимся зданиям – здесь все виды регулирования потребления тепла для отопления должны закладываться уже на стадии проектирования здания (что и требуется СНиПами), т. к. за время эксплуатации здания цены на тепло неизбежно многократно возрастут.) Более того, даже общедомовые теплосчетчики следует устанавливать только после того, как будут определены источники платежей за повышенное потребление тепла (вряд ли такие платежи можно начислять жителям зданий: они не несут никакой ответственности за высокие уровни теплопотерь зданий, построенных по «экономичным» проектам первых лет массового строительства). Можно начинать устанавливать общедомовые теплосчетчики выборочно, например, только после приблизительного определения затрат тепла с помощью переносных приборов (ультразвуковых с накладными датчиками). Другое возможное решение – основное внимание уделять не измерению потребления тепла (на вводе в дома), а контролю качества отопления, т. е. регистрации (постоянной или периодической) параметров теплоносителя и соблюдению нормативных требований и условий договоров теплоснабжения.
Гражданский кодекс (ст. 542) позволяет потребителям снижать плату за тепло для отопления при нарушении качества этого энергоресурса. Но, к сожалению, процедуры предъявления претензий по качеству в договорах недостаточно формализованы, не предполагают использования специальных технических средств и квалифицированного арбитража при разрешении неизбежных споров между поставщиками тепла и жилищными организациями.
При распределении тепла для отопления (РТО) зданий между квартирами российских зданий (естественно, в случаях, когда указанные выше требования к регулированию отопления выполняются) возникает целый ряд методических проблем. Европейские методики РТО разрабатывались для двухтрубных систем отопления, тогда как в России эти системы в основном однотрубные. В таких системах доля тепла, поступающего в помещения от стояков (это поступление потребитель не может регулировать), существенно выше, чем в двухтрубных. В двухтрубных системах температуры на поверхности нагревательных приборов различаются незначительно и все распределители работают в близких условиях. В однотрубных системах условия работы распределителей тепла сильно различаются. Возможны ситуации, когда недостаточно обоснованная методика РТО будет «наказывать» бережливого потребителя (предлагать к оплате большее, чем он потребляет, количество тепла), и наоборот – «поощрять» расточительного. В зарубежных публикациях есть предложения по введению в расчеты специальных поправочных коэффициентов к показаниям распределителей тепла, но все расчеты проведены для однотрубных систем в зданиях не выше 6 этажей. Кроме того, отсутствуют оценки влияния качества балансировки системы отопления на результаты РТО, хотя для России это весьма актуально – балансировочные клапаны распространены недостаточно. Нет оценки влияния на РТО различных конструкций термостатических клапанов – в Германии, например, рекомендуется применять конструкции с коэффициентом затекания не менее 0,5, но в России широко используются и другие конструкции. Различий в конструкциях и режимах работы систем отопления между европейскими и российскими зданиями много. Влияние таких различий и допустимость тех или иных методик РТО в российских условиях можно оценить единственным способом – путем выполнения компьютерного имитационного моделирования совместной работы систем отопления и различных распределителей тепла (испарительных, электронных с различным числом датчиков). Только такое моделирование может позволить оценить величину погрешности той или иной методики РТО, позволит определить оптимальный набор параметров, измеряемых в конкретной системе отопления, позволит сопоставлять различные методики РТО и выбирать оптимальные. Результатом моделирования должна быть подготовка и утверждение Госстандартом и Госстроем России методики выполнения РТО в соответствии с требованиями МИ 2377-96 «Разработка и аттестация методик выполнения измерений», что позволит реализовать требования закона «Об обеспечении единства измерений» при оплате потребителями тепла для отопления квартир (в соответствии с этим законом любые операции купли-продажи подлежат обязательному государственному метрологическому надзору и контролю; аттестация методик выполнения измерений (МВИ) – процедура установления и подтверждения соответствия МВИ предъявляемым к ней метрологическим требованиям).
Иное дело оплата фактического потребления горячей и холодной воды. Поскольку ее потребление может регулироваться жителями квартир, а за любые утечки воды из трубопроводов систем внутреннего водоснабжения зданий ответственность лежит на организациях, управляющих их эксплуатацией, установка общедомовых счетчиков горячей и холодной воды может и должна быть проведена в ближайшем будущем. Сроки должны определять городские администрации, можно установить такой срок и решением Правительства РФ. Только в этом случае можно будет планировать объемы необходимого финансирования из различных источников и обеспечить выполнение требований указанных выше российских законов.
Существуют две формы организации работ по установке счетчиков. Первая, хорошо известная – по договорам подряда, когда заказчик оплачивает все действия исполнителя работ (проект, закупка оборудования, монтаж, наладка), принимает оборудование на свой баланс и в дальнейшем несет всю полноту ответственности за достоверность измерений, техническое обслуживание приборов и их восстановление. Но есть и другая, менее известная форма – по договорам возмездного оказания услуг, которые предусмотрены Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) [1]. В этом случае организация, предоставляющая услуги по измерению потребления воды, за свой счет (или за счет привлеченных кредитов) выполняет все необходимые действия для приобретения приборов, их установки и ввода в эксплуатацию.
В дальнейшем эта организация владеет приборами, обеспечивает достоверность измерений и восстановление приборов (поверки, ремонт, замена) в течение всего срока действия договора услуг, освобождая жилищные организации и потребителей от несвойственных им обязанностей. Все затраты исполнителя указанных услуг возмещаются за счет регулярных абонентских платежей заказчика услуг.
Очевидно, что вторая форма организации работ имеет существенные преимущества. В этом случае не требуется значительных бюджетных затрат, т. к. все предоставляемые коммунальные услуги подлежат обязательной оплате нанимателями и собственниками квартир. При этом за органами местного самоуправления сохраняется обязанность возмещать организациям, предоставляющим услуги по установке и обслуживанию счетчиков воды, доходы, выпадающие из-за предоставления гражданам льгот по оплате коммунальных услуг и жилищных субсидий. Для общедомовых счетчиков может быть определен срок установки во всех зданиях конкретного города. Заказчиками новых услуг должны стать жилищные организации, а специализированные организации для предоставления услуг могут создаваться на базе или при участии существующих городских коммунальных служб (Водоканалов, теплоснабжающих организаций). Очевидно, что население должно оплачивать такие услуги по факту их предоставления, ориентировочно тариф на такие услуги (общедомовые счетчики) составит не более 10–12 руб./мес. для одной квартиры.
Решение об установке квартирных счетчиков воды должно приниматься коллективно всеми нанимателями и собственниками квартир, которым и предстоит оплачивать соответствующую коммунальную услугу. Если решение принимается (квота для принятия решения может быть установлена на уровне 60–70%), то жилищная организация выступает заказчиком услуг. Если решение не принимается, то платежи потребителей за горячую и холодную воду (объем измерен на вводе в дом) начисляются пропорционально доле площади каждой квартиры в общей площади квартир в здании. Естественно, это не очень справедливо, но другого выхода нет. Если платежи за воду в различных зданиях будут различаться, то именно это послужит основанием требовать от жилищной организации улучшения водоснабжения – ликвидации утечек воды, наладки горячего водоснабжения и пр. Более того, потребители могут в любой момент (после установки общедомовых приборов учета) принять решение об установке квартирных счетчиков воды, и тогда они станут оплачивать фактическое ее потребление в каждой квартире, а не среднее по зданию.
Предлагаемые решения достаточно просты и логичны. Что же мешает их реализации? В первую очередь сложившаяся в ряде городов страны порочная практика взимания платежей за услугу «подогрев воды», а не за саму горячую воду как товар. Но такой услуги нет в ОКУН, и поэтому взимание платежей за «подогрев воды» неправомерно [2]. При такой практике нарушаются и требования федеральных Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167, которые обязывают (пп. 57, 72) теплоснабжающие организации покупать холодную воду в месте ее поступления в водонагреватели и поставлять потребителям новый продукт – горячую воду. Потребление горячей воды измеряется водосчетчиками, и ее разделение на два продукта – собственно вода и тепло, использованное для ее подогрева – невозможно.
Другая причина ограниченного использования квартирных счетчиков состоит в распространении практики прямых расчетов теплоснабжающих организаций с населением. Такая практика тоже незаконна, т. к. Гражданский кодекс (ст. 539 п. 2) позволяет заключать договор энергоснабжения только при наличии у абонента «энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации». Но любое оборудование квартир присоединено к инженерным сетям зданий, которые не принадлежат энергоснабжающим организациям. Можно отметить, что именно поэтому уже есть решения судебных органов, признающих незаконными претензии теплоснабжающих организаций на получение платежей непосредственно от жителей квартир, которые все коммунальные услуги должны оплачивать через счета жилищных организаций, имеющих договоры энергоснабжения с различными коммунальными службами. Кроме того, прямые расчеты вредны и потому, что «не позволяют реализовать инвестиционный потенциал ресурсосбережения в жилищном фонде» (постановление Правительства Москвы от 25 сентября 2001 года № 865, прил. 1).
Таким образом, становится очевидным, что установка счетчиков воды (общедомовых и квартирных) ведет к изменению сложившихся отношений (договоров, расчетов за воду) в цепочке поставщики воды (различные для холодной и горячей воды) – жилищные организации – потребители в жилых зданиях. Такие изменения должны быть закреплены соответствующими нормативными документами. Только тогда счетчики станут инструментом, необходимым каждому участнику указанной цепочки. Только тогда можно будет использовать новые виды тарифов на воду, стимулирующие ее экономное использование (двухставочные или дифференцированные – в зависимости от величины удельного водопотребления). Только тогда станут достоверно известны потери ресурсов в городских сетях и затраты на их устранение можно будет экономически обосновать. При этом противникам массовой установки счетчиков сегодня уже нельзя ссылаться на недостаток бюджетных средств – введение услуг по установке и обслуживанию счетчиков воды может обеспечить необходимый приток внебюджетных средств, что и предусмотрено подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2002 года № 797).
Мы рассмотрели проблемы оснащения жилых зданий и квартир приборами учета потребления тепла для отопления, а также счетчиками горячей и холодной воды. Здесь есть много общего, но есть и существенные различия – для оплаты фактического потребления в каждой квартире тепла для отопления требуется решить сначала и экономические, и методические проблемы, а для начала массовой установки и использования счетчиков воды достаточно лишь изменить существующую нормативную базу, регламентирующую порядок оплаты холодной и горячей воды населением. (Иначе сделано при разработке Методики распределения объемов и стоимости поставленной тепловой энергии между потребителями (журнал «Энергосбережение», 2002, № 1, с. 12–13), которая ни по названию, ни по форме утверждения не соответствует требованиям постановления Правительства Москвы от 26 декбря 2000 года № 1009, поручившего такую методику подготовить еще в I квартале 2001 года. Эта методика не допускает существования горячей воды как товара и по-прежнему предлагает взимать платежи за «подогрев воды».) Именно установка счетчиков воды сегодня наиболее эффективна, т. к. в этом случае не требуются дополнительные затраты на модернизацию систем водоснабжения, а снижение оплачиваемого потребления воды (и, соответственно, тепла на приготовление горячей воды) может быть весьма значительно. Данные об использовании квартирных счетчиков в ряде городов страны показывают, что общее потребление воды (холодной и горячей) в квартирах, как правило, не превышает 150–170 л/чел. в сутки. При таком потреблении воды годовые оплачиваемые затраты тепла на приготовление горячей воды составят около 5 Гкал для средней квартиры (54 м2, 3,2 чел./кв.), что существенно ниже того количества тепла, которое оплачивается сегодня (для аналогичной квартиры – более 11 Гкал в соответствии с нормативами потребления, утвержденными, например, постановлением Правительства Москвы от 11 января 1994 года № 41). Именно на этом уровне может быть установлена социальная норма водопотребления. Потребление выше этого уровня не подлежит оплате за счет льгот и жилищных субсидий, предоставляемых многим семьям (аналогично повышенному потреблению электричества, социальные нормативы потребления которого утверждены, например, постановлением Правительства Москвы от 20 декабря 1994 года № 1161) – расточительное потребление воды не должно субсидироваться. Это значит, что счетчики воды в квартирах жилых зданий необходимо и возможно устанавливать не только для снижения платежей населения, но и для экономии бюджетных средств на льготы по оплате коммунальных услуг и жилищные субсидии.
Литература
- ОКУН 002-93. Раздел 4. Жилищно-коммунальные услуги // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 1999. № 10. С. 52.
- Маликова И. П. О неправомерной практике формирования тарифов на горячее водоснабжение // ЖКХ. 2000. № 1. С. 113.
Опубликовано в журнале Энергосбережение №1/2003
Рубрика: Учет теплоносителей и стоимость тепла